Баббит – это сплав, состоящий в основном из олова с добавлением свинца и других металлов. Он получил название в честь своего изобретателя Исаака Бэббитта, создавшего в 1839 году подшипник из металлического сплава на оловянной основе.
Баббит по сей день успешно применяется в производстве.
Его сплавы – это пластичная масса с однородными твердыми частицами, служащими опорой для шеек валов. Если тяжесть давления неравномерна, кристаллы продавливаются внутрь мягкой основы. В то же время воздействие вала на вкладыш оказывается одинаковым по всей площади скольжения, благодаря чему подшипник справляется с достаточно сильной нагрузкой.
Твердость материала шейки вала всегда выше, чем у самих баббитов, поэтому поверхность деталей изнашивается быстрее.
Главное преимущество эксплуатации баббитовых подшипников – высокий антифрикционный уровень и разнородный состав.
Функции заливки в упорных и опорных подшипниках различаются. В опорных вкладышах она выполняет работу устойчивого к трению материала, используемого при полусухом трении. Участки упорных подшипников в свою очередь чаще погружены в масляную ванну, поэтому режима полусухого трения почти не случается.
Износ заливки в подшипниках увеличивает радиальный промежуток, что вызывает глухие стуки при функционировании двигателя. Чтобы избавиться от этой проблемы, заменяют вкладыши или перезаливают баббит.
Заливка подшипников – сложный процесс. Различные сплавы имеют расхожие характеристики, требуя строгого соблюдения режима плавки и заливки, однако следование правилам позволяет получить подшипники скольжения наивысшего качества.
Высококачественная заливка доступна только на специализированном оборудовании, спроектированном конкретно для этого процесса.